Всеправославное совещание («Всеправославный конгресс») Πανορθόδοξον Συνέδριον, первоначальное название — «комиссия православных Церквей» (10 мая — 8 июня 1923 г.) — совещание в Константинополе, созванное Мелетием Метаксакисом. Первый этап коренных реформ Православия, первый организационный шаг в подготовке Восьмого Вселенского Собора.
3 февраля 1923 г. Мелетий Метаксакис обратился с посланием к Предстоятелям Православных Церквей Александрии, Антиохии, Иерусалима, Сербии, Кипра, Греции и Румынии, в котором предлагал собраться в Константинополе и «изучить календарный вопрос и другие актуальные всеправославные проблемы и указать способ их канонического разрешения». Представители Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского Патриархов отказались участвовать в совещании.
Всеправославный конгресс. Участники
В 11-ти заседаниях приняли участие: Мелетий Метаксакис, митр. Каллиник (Деликанис), Василий Антониадис (Константинопольский Патриархат); митр. Гавриил (Дожич, буд. Патриарх Сербский), Милутин Миланкович (Сербская Церковь); митр. Василий (Георгиадис, буд. Патриарх Константинопольский) (Кипрская Церковь); митр. Диррахийский (Митиленский) Иаков (Элладская Церковь); архим. Юлий (Скрибан), Петр Дрангич, Д. Димитреску (Румынская Церковь); архиеп. Анастасий (Грибановский) (присутствовал на первых 6 заседаниях), архиеп. Александр (Немоловский) (Русская Церковь).
Темы Конгресса
реформа церковного календаря
Основным сторонником реформы календаря был Мелетий Метаксакис, который начиная с 1919 г. готовил реформу для конечной цели — празднования Церковных праздников совместно с католиками и протестантами. Было предложено три варианта изменения календаря:
- прибавить к юлианскому календарю 13 дней;
- перейти на «новоюлианский» календарь Милутина Миланковича (календарь Миланковича совпадает с григорианским до 2800 г.);
- перейти на календарь П. Дрангича.
возможность перенесения великих праздников на ближайшие к ним воскресные дни
брак
На «конгрессе» обсуждались вопросы о второбрачии духовенства и вступление в брак уже рукоположенных клириков, о допустимости второго брака для вдовых иереев и диаконов, о епископской степени и браке. Митр. Гавриил (Дожич) просил «Всеправославный конгресс» по соображениям «икономии» разрешить вдовым клирикам вступать во 2-й брак, допуская это отступление от канонических правил в качестве временной меры до созыва Всеправославного Собора.
Рассматривались также вопросы канонических препятствий к браку, причины для расторжения брака, возможности и условия для смешанных браков.
сокращение богослужений
пересмотр правил соблюдения постов
частота созывов Всеправославных Соборов
о возрастных границах для рукополагаемых во диакона, иерея и епископа
о присоединении к Православию католических клириков и возможности их вступления в брак
о внешнем виде и одежде клириков
экуменизм
Также предлагалось рассмотреть проблемы экуменизма и принять решения о возможности соединения Православной Церкви с католиками и англиканами.
Восьмой Вселенский Собор
Обсуждалось предложение созвать Восьмой Вселенский (Всеправославный) Собор в 1925 г., приурочив его к 1600-й годовщине I Вселенского Собора.
православная диаспора
Была исследована проблема юрисдикции Поместных Церквей над диаспорами.
Всеправославный конгресс. Определения
На «Всеправославном конгрессе» было принято 7 определений.
Календарная реформа
«Всеправославный конгресс» принял решение рекомендовать Поместным Церквам принять под именем «новоюлианского» григорианский календарь, но со временем перейти на календарь Дрангича после его научного и церковного рассмотрения и одобрения.
«Всеправославный конгресс» постановил 1 октября 1923 г. считать 14-м октября, а праздники, приходящиеся на пропущенные дни, рекомендовалось праздновать все вместе 14 октября, или оставить этот вопрос на усмотрение правящих архиереев.
Во 2-м определении «Всеправославный конгресс» отметил готовность его участников принять любой календарь, даже если в нем не будет сохраняться деление недели на семь дней. «Всеправославный конгресс» объявил о готовности праздновать Пасху Христову как неподвижный праздник в определенный воскресный день, сли будет на то согласие католиков и протестантов, с тем пожеланием, чтобы «этот неподвижный воскресный день соответствовал бы действительному дню Воскресения Господня, определенному посредством научных методов».
«Чтобы уменьшить количество нерабочих дней», календарная реформа предусматривала праздновать Церковные праздники только в воскресенье. До принятия этого революционного постановления Восьмым Вселенским Собором Поместные Церкви должны были самостоятельно решать каждый отдельный случай празднования памяти святых в будние дни.
брак
До созыва Восьмого Собора «Всеправославный конгресс» провозгласил возможность вступления иереев и диаконов в брак после хиротонии, исключая принявших монашество. «Всеправославный конгресс» также объявлял допустимым повторный брак для овдовевших иереев и диаконов до созыва Всеправославного Собора.
Препятствия к браку «Всеправославный конгресс» оставил в рамках канонов Вселенских Соборов, но предоставил Поместным Церквам право отступать от строгости канонов. Этот прием в дальнейшем будет широко использоваться при подготовке реформы Православия на Восьмом Вселенском Соборе: каноны официально не изменяются, однако отдельным Церквам, епископам и духовникам предоставляется право отступать от канонов в духе времени.
возраст для рукоположения
«Всеправославный конгресс» установил нижней границей возраста для рукоположения во диакона 21 год, во иерея — 24 года, во епископа — 30 лет; монашеские обеты должны приноситься в возрасте не моложе 25 лет и соблюдаться пожизненно.
внешний вид клириков
«Всеправославный конгресс» одобрил «пострижение власов» клириками и ношение ими вне храма светской одежды.
пост
«Всеправославный конгресс» призвал соблюдать пост, допустив при этом неопределенно широкие возможности для «икономии», т.е. нарушения поста.
Восьмой Вселенский Собор
«Всеправославный конгресс» постановил созвать в 1925 г. Восьмой Вселенский (Всеправославный) Собор, на котором были бы утверждены реформы «конгресса», а также одобрил план торжеств, связанных с празднованием 1600-й годовщины I Вселенского Собора.
о гонениях на Русскую Церковь
Завершая работу, «Всеправославный конгресс» принял особое определение в отношении гонений на Русскую Церковь и ареста Патриарха Тихона.
Всеправославный конгресс. Последствия
Решения «Всеправославного конгресса» были первоначально отвергнуты Александрийским, Антиохийским и Иерусалимским Патриархатами. Сербский Патриарх Димитрий, а также предстоятель Кипрской Церкви архиеп. Кирилл заявили о готовности принять решение о календарной реформе, но только при условии ее одобрения всеми Поместными Церквами.
Сразу же после «Всеправославного конгресса» на «новоюлианский» календарь перешли Константинопольская, Румынская и Элладская Церкви, затем к ним присоединились Александрийская, Антиохийская, Болгарская, Кипрская и Албанская Церкви. Православная Церковь Чешских земель и Словакии, а также Православная Церковь Польши используют два календаря.
В 1923-24 гг. новый стиль временно был введен в Русской Православной Церкви и у обновленцев.
В Элладской и Румынской Церкви введение нового стиля вызвало раскол в 1920-е гг., а спустя десятилетия — в Болгарской и Сербской.
Источники
Деяния и Решения «Всеправославного» Конгресса 1923 года в Константинополе // http://holyrussia.narod.ru/Kongress.html 16.04.2014
Серафим (Соболев), архиеп. О старом и новом стиле: Доклад // Совещание, 1948. Деяния. Т. 2. С. 305-317
Серафим (Соболев), архиеп. Православный взгляд на старый и новый календарный стиль. София, 1972
Старый стиль и Элладская Церковь // Журнал Московской Патриархии. 1952. № 11. С. 49-53
Троицкий, С. В. Будем вместе бороться с опасностью // Журнал Московской Патриархии. 1950. № 2. С. 36-51
Фотий (Сиромахов), еп. Начало отступничества: «Всеправославный» конгресс 1923 г. и его последствия // Москва. 1996. № 5. С. 196-203
Фотий (Сиромахов), еп. Роковой шаг к отступлению: к 70-летию «Всеправославного» конгресса в Константинополе // Православная Русь. 1994. № 1. С. 7-10; № 6. С. 6-8; № 7. С. 9-11
Якимчук, И. З. «Всеправославный конгресс» // Православная энциклопедия. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2005. Т. 9. С. 680-683
Το ρασον της Ορθοδοξιας — αρχιμ. Φιλοθεου Ζερβακο // Κρυφό Σχολειό. http://krufo-sxoleio.blogspot.ru/2012/09/blog-post_9243.html 05.09.2012
Dimitrijevic, M. S.; Theodossiou, E. The calendar of the Greek Orthodox Church // Archive of Astronomical and Astrophysical Transactions. 2002. V. 21. № 1–3. P. 145-147
Milankovitch, M. Das Ende des julianischen Kalenders und der neue Kalender der orientalischen Kirchen // Astronomische Nachrichten. 1924. V. 220. P. 379-384
Milutin Milankovic world famous scientist from Belgrade University. Reform of the Julian Calendar // University library «Svetozar Markovic». http://unilib.bg.ac.rs/eng/about_us/exhibitions/milankovic_virtual/reforma.php 14.04.2014
Shields, Miriam Nancy. The new calendar of the eastern churches // Popular Astronomy. 1924. V. 32. P. 407-410
Viscuso, Patrick. A quest for reform of the Orthodox Church. The 1923 Pan-Orthodox Congress : an analysis and translation of its acts and decisions. Berkeley, Calif: InterOrthodox Press, 2006