в миру Борис Георгиевич Ротов (1929-1978) — крупный деятель экуменического движения, инициатор вступления Русской Православной Церкви во Всемирный совет церквей (ВСЦ), инициатор «православно»-католического диалога. Представитель «мирологии». Один из главных участников подготовки Восьмого Вселенского (Великого) Собора, разработчик повестки дня Собора.
В 1947 г. – пострижен в монашество, рукоположен в сан диакона, с причислением к ярославскому архиерейскому дому.
С сентября 1947 г. по ноябрь 1949 г. обучался в Рязанском пединституте на факультете естествознания.
В 1949 г. – иеромонах. Настоятель храма в честь Рождества Христова села Давыдово Толбухинского района Ярославской области, затем служил вторым священником Покровского храма в Переславле-Залесском. В 1950 г. – настоятель храма в честь св. Царевича Димитрия в Угличе, благочинный Угличского округа. В 1952 г. — клирик кафедрального Феодоровского собора в Ярославле и секретарь Ярославского епархиального управления. Ключарь собора. С 1954 г. исполняющий обязанности настоятеля собора.
В 1955 г. митр. Никодим (Ротов) заочно окончил ЛДС и ЛДА. В 1959 г. получил звание кандидата богословия за курсовое сочинение «История Русской Духовной Миссии в Иерусалиме».
С 1956 г. назначен членом Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Заместитель начальника, а затем начальник Миссии. В 1957 г. – игумен, архимандрит.
В 1959 г. зав. канцелярией Московской Патриархии и зампредседателя ОВЦС.
В 1960 г. – епископ Подольский, викарий Московской епархии. В том же году – еп. Ярославский. Его ведению были подчинены благочиния в Венгрии и Финляндии. В том же году назначается председателем ОВЦС (до 1972 г.).
В том же 1960 г. — член Комиссии Священного Синода по межхристианским связям, председатель Издательского отдела (до 1963 г.). Председатель редколлегии сборника «Богословские труды» (до 1967 г.).
С 1961 г. митр. Никодим (Ротов) становится постоянным членом Священного Синода. В том же году возведен в сан архиепископа.
Митр. Никодим (Ротов) был одним из главных участников подготовки Восьмого Вселенского Собора. Возглавлял делегации Русской Православной Церкви на Всеправославных Совещаниях 1961, 1963, 1964 и 1968 гг. Он также принял участие в заседаниях Межправославной комиссии по подготовке Святого и Великого Собора Православной Церкви, состоявшихся в 1971 г. в Шамбези.
Назначен председателем специальной комиссии богословов, занимавшейся разработкой тем для намечавшегося Святого и Великого Собора Православной Церкви. Совместно с доцентом МДА Д. П. Огицким руководил работами по III разделу «Управление и церковный строй».
28 ноября 1968 г. митр. Никодим представил Священному Синоду доклад о проделанной Комиссией работе по всем восьми разделам каталога тем, а 20 марта 1969 года мнения Комиссии по наиболее важным темам из каждого раздела были утверждены как «мнение Священного Синода Московского Патриархата».
Итоговый каталог тем предлагает изменения догматические, в частности, новое «определение понятия догмата по взглядам Православия», а также пересмотр авторитета «Символических текстов в Православной Церкви», т.е. Катехизиса и Православного Исповедания.
В области богослужения предлагается тайные молитвы читать вслух, Божественную литургию совершать при открытых царских вратах, организовывать общее пение всего народа за богослужением. Особо указано, что Православная Церковь, якобы, не похваляет одностороннюю и чрезмерную ревность, считающую обряд неприкосновенным. Святая Церковь допускает многообразие в церковнообогослужебном чине и считает православные восточные и православные западные обряды равночестными.
Что касается постов, то здесь предлагается отменить все посты, кроме Великого и в среду и пятницу. Аналогичная революция должна коснуться и внешнего вида священнослужителей:
Жизнь подсказала решение вопроса о форме одежды: вне богослужения и вне храма клирикам удобно носить гражданский скромный костюм. Практика жизни ясно показывает, что пора благословить ношение скромной светской одежды для клириков вне храма и вне богослужения, но последнее не освобождает священника от надевания подрясника для отправления треб на дому.
Духовенству предлагается дать свободу стричься и бриться: Православное духовенство должно носить бороду, соответствующую традициям православного Востока, или чисто брить лицо.
Относительно календарной реформы признается:
Наиболее естественный путь решения календарно-пасхалической проблемы — переход всех поместныхправославныхцерквей на исправленный (новоправославный или григорианский) календарь — и в части месяцеслова и в части пасхалии.
В пасхалии, кроме того, должно быть ликвидировано порожденное небольшой неточностью 19-летнего лунного цикла нарастание расхождения пасхалических датировок по лунному календарю с действительными лунными фазами.
Комиссия признает желательным празднование великих христианских праздников всем христианским миром в одно и то же время и готовы к совместному изучению с неправославными христианами вопросов календаря и пасхалии.
Но самая разрушительная составляющая программы Восьмого Вселенского Собора — это коренной пересмотр отношения Церкви к миру:
Православная Церковь не стоит в стороне от жизни мира. Православный христианин сознает свои обязанности в служении человечеству в духе любви, мира и справедливости. Одну из задач своего свидетельства Православие видит в устранении вражды и ненависти, исходя из евангельского учения о мире. В настоящее время одной из форм свидетельства Православия является диалог и сотрудничество с окружающим миром.
Но это сотрудничество оборачивается полной капитуляцией перед миром, поскольку Церкви предлагается посвятить себя снисканию мирских «даров любви», т.е. «свободы, равенства и братства»:
Эти дары суть: прочный и справедливый мир, искреннее глубоко осознанное братство, разумная и исполненная высокой нравственной ответственности свобода и, наконец, сама божественная любовь, как совокупность совершенства (Кол. 3:14), постепенно проникающая собой все человеческие взаимоотношения… Православный человек, как и каждый христианин, живя в определенной стране и в определенном обществе, должен… всячески должен искать мира (1 Петр. 3:11) и не ограничиваться собственными личными усилиями, но объединять их с усилиями других людей доброй воли, направленными ко благу всей человеческой семьи.
Комиссия под руководством митр. Никодима указывает, что многие достойные представители современного человечества ищут пути к таким общественным преобразованиям, которые обеспечили бы всем, без исключения, людям лучшие условия жизни, свободные от страданий, связанных с голодом, нищетой, невежеством. Они добиваются установления таких справедливых и исполненных взаимного уважения отношений между людьми, которые исключали бы любые унизительные разграничения по признаку расовой или национальной принадлежности или по причине различия политических убеждений или религиозных взглядов. Народы решительно отвергают все попытки сохранить или видоизменить осужденные историей методы безжалостного колониального угнетения и господства и законно требуют предоставления им возможности самостоятельно решать свою судьбу и избирать себе тот или иной путь развития. Православный Предсобор приветствует эти стремления, как соответствующие духу учения Христова, ибо Господь, как Царь правды (Евр. 7:2-3), ненавидит насилие и неправду (Пс. 10:5), осуждает бессердечное отношение к ближнему (Мф. 25:41-46; Иак. 2:15-16), и в царстве Его, начинающем являть себя еще в земных условиях (!), нет места ни национальной розни, ни расовой дискриминации или рабству (Кол. 3:11), ни какой-либо вражде и нетерпимости (Ис. 11:6; Рим. 12:10).
Человечество стремится к тому, чтобы вражда и недоверие, отравляющие международную атмосферу, уступили место дружбе и взаимопониманию, чтобы гонка вооружений сменилась постепенным, а затем всеобщим и полным разоружением, чтобы война, как средство разрешения международных споров, навсегда была устранена из жизни общества. Православный Предсобор всецело поддерживает это стремление к миру, признавая его делом богоугодным и достойным полного одобрения с христианской точки зрения, ибо Бог наш не есть Бог неустройства, но мира (1 Кор. 14:33), а человек, согласно богооткровенному учению, есть любимое дитя Божие (Ис. 49:15; Мф. 7:9-11), призванное жить в мире и «в мире сеять семена правды» (Иак. 3:18), созидать, хранить и распространять мир и любовь.
Православный Предсобор призывает все Поместные Православные церкви к неустанному сотрудничеству в святом деле осуществления христианских идей мира, свободы, братства и любви между народами.
Соответственно этому идеалу светского активизма религиозное познание не должно быть отвлеченным (т.е. через веру в догматы.- ВВС), но должно осуществляться в жизни. Зато светская наука — путеводитель к истинному знанию — Христову учению; история Церкви подтверждает это. Все науки, правильно воспринятые, ведут человека к той же цели, к какой ведет его и христианское познание.
Церковь властью Вселенского Собора должна вписаться в глобалистскую программу мироулучшения. Церкви предлагается заниматься
решением социальных проблем, возникающих в человеческом обществе, имеет своей конечной целью:
— облегчение физических и нравственных страданий людей;
— утверждение равного достоинства всех людей;
— обеспечение мира, безопасности, свободы и гармонического развития каждой человеческой личности и общества».
В духе хилиазма активное участие членов Церкви в решении социальных проблем объявляется «нравственным долгом и служит к созиданию любви и братства — начатков Царства Божия, открывающегося еще в земных условиях.
Церкви предписывается особая псевдодуховная миссия в развивающихся странах:
Православная Церковь, признавая, что все люди — братья, имеющие одного Отца Небесного, благословляет стремление всех народов к свободе и независимости. С большой тревогой взирает она на то положение, в котором находятся многие народы Азии, Африки, Латинской Америки и других районов быстрых социальных изменений, переживающие тяжелые последствия в экономике и социальной жизни, явившиеся результатом длительного владычества в этих районах колониальных держав.
Православная Церковь считает, что задачей и долгом совести всех людей и христиан в том числе является оказание всемерной поддержки развивающимся странам в их усилиях по обеспечению своей национальной независимости и созданию надлежащих условий для достижения материального благополучия и духовного развития их народов.
Митр. Крутицкий и Коломенский Ювеналий свидетельствует: Завершив эту работу, владыка Никодим часто любил повторять: „Теперь Русская Церковь готова к Собору“.
В 1963 г. митр. Никодим (Ротов) становится председателем Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства. Возведен в сан митрополита — митрополит Минский и Белорусский, а вскоре за тем — Ленинградским и Ладожским. С 1967 г. — митрополит Ленинградский и Новгородский.
Митр. Никодим (Ротов) был одним из главных организаторов учреждения в 1970 г. так называемой «Американской автокефальной Церкви» (модернистской корпорации во главе с оо. А. Шмеманом, И. Мейендорфом и архиеп. Иоанном Шаховским).
В 1970 г. защитил в МДА магистерскую диссертацию о понтификате папы Иоанна XXIII. Митр. Никодима (Ротова) привлекает личность этого папы-реформатора, созвавшего Второй Ватиканский собор, который послужил прототипом Восьмого Вселенского Собора. В 1975 г. Совет ЛДА присвоил М.Н. степень доктора богословия «гонорис кауза».
В 1974 г. назначается Патриаршим Экзархом Западной Европы.
Экуменическое движение
Инициатор вступления Русской Православной Церкви во Всемирный совет церквей (ВСЦ). На 3-й Ассамблее ВСЦ в Нью-Дели в ноябре-декабре 1961 года Русская Православная Церковь была принята в члены ВСЦ, а митр. Никодим (Ротов) избран членом ЦК.
На 3, 4 и 5 Ассамблеях ВСЦ митр. Никодим (Ротов) возглавлял делегации Русской Православной Церкви. С 1961 по 1975 г. состоял членом Центрального и Исполнительного Комитетов ВСЦ. В 1975 г. на 5-й Ассамблее в Найроби был избран одним из президентов ВСЦ.
Инициатор и активный участник многочисленных экуменических контактов с католиками, протестантами.
Инициатор прямых контактов с руководством Ватикана. Митр. Никодим (Ротов) непосредственно участвовал в решении вопроса о присутствии представителей Русской Церкви на Втором Ватиканском соборе. В декабре 1965 г. по приглашению кардинала Беа присутствовал на церемонии закрытия Второго Ватиканского собора.
Участник личных встреч с папой Павлом VI.
16 декабря 1969 г. Священный Синод, по предложению митр. Никодима (Ротова) принял решение:
Имели суждение о различных случаях, когда старообрядцы и католики обращаются в Православную Церковь за совершением над ними святых таинств. Постановили: В порядке разъяснения уточнить, что в тех случаях, когда старообрядцы и католики обращаются в Православную Церковь за совершением над ними святых таинств, это не возбраняется.
Архиеп. Василий (Кривошеин) утверждает: В Риме митрополит Никодим стал широко, более или менее без разбора причащать католиков за православной литургией.
Поддерживал широкие контакты с деятелями унии. В частности, митр. Никодим (Ротов) пригласил в СССР в 1969 г. последнего униатского «русского» экзарха Андрея Каткова.
По приглашению митр. Никодима (Ротова) СССР неоднократно посещал ректор «Руссикума» Павел Майё. В октябре 1969 г. митр. Никодим (Ротов) служил архиерейскую Литургию в церкви «Руссикума». Майё утверждал в 1970 г., что митр. Никодим (Ротов) подарил униатской церкви большую, чудесного письма икону Казанской Божьей Матери.
По некоторым сведениям, незадолго перед смертью митр. Никодим (Ротов) встречался с главой украинских униатов Иосифом Слипым.
«Борьба за мир», мирология
Активный участник так называемой «борьбы за мир», т.е. пацифистской советской пропаганды с целью ослабления западной угрозы. Идеолог «мирологии».
Участник деятельности прокоммунистической «Христианской Мирной Конференции» (ХМК) (с 1960 г.). На I-V Всехристианских мирных конгрессах М.Н. возглавлял делегации Русской Православной Церкви. Митр. Никодим (Ротов) был последовательно членом Рабочего комитета ХМК, вице-президентом, председателем коллегии вице-президентов, председателем Комитета продолжения работы ХМК и, наконец, на 4-м Всехристианском Мирном Конгрессе в 1971 г. был избран президентом, а в 1978 г. — почетным президентом ХМК.
Митр. Никодим (Ротов) был председателем Подготовительного комитета «Конференции последователей всех религий в СССР за сотрудничество и мир между народами» (1969 г.) и руководил работой Конференции. Митр. Никодим (Ротов) являлся членом Правления Союза Советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами, членом Советского Комитета за европейскую безопасность и сотрудничество, членом Советского комитета стран Азии и Африки. Участвовал в «Ассамблее общественных сил за безопасность и сотрудничество в Европе» (Брюссель, 1972 г.).
Кончина
7 августа 1978 г. на заседании Священного Синода было решено направить делегацию на погребение папы Павла VI. Главой делегации был назначен митр. Никодим (Ротов). 9 августа митр. Никодим (Ротов) прибыл в Рим и 10 августа у гроба папы Павла VI совершил панихиду. В субботу, 12 августа, вместе с представителями других Поместных Православных и инославных Церквей присутствовал на отпевании папы Павла VI.
3 сентября вместе с представителями других Церквей присутствовал на интронизации папы Иоанна Павла I. Скончался 5 сентября в Риме на приеме у папы Иоанна Павла I. Согласно сообщению в ЖМП, папа прочитал отходные молитвы и молитву об отпущении грехов. Прибыл государственный секретарь кардинал Иоанн Вилло и также совершил молитву у тела почившего митрополита.
Основные труды
Православное богословие и его отношение к проблематике Пражского христианского мирного движения (доклад на заседании Совещательного Комитета Пражской Христианской Мирной Конференции, Карловы Вары, май 1962 года) // Журнал Московской Патриархии. 1962. № 6. С. 36-42
Мир и свобода (доклад на региональной конференции в Голландии) // Журнал Московской Патриархии. 1963. №1. С. 39-44
Размышления над книгами Премудрого [о книге Притчей Соломоновых] // Журнал Московской Патриархии. 1965. № 9. С. 34-38
Речь на консультации комиссии «Вера и церковное устройство» Всемирного Совета Церквей // Журнал Московской Патриархии. 1968. № 4. С. 31-35
О задачах современного богословия // Журнал Московской Патриархии. 1968. № 12. С. 63-69
Кардинал Августин Беа [некролог] // Журнал Московской Патриархии. 1969. № 2. С. 57-58
Речь на собеседовании между богословами Евангелически — Лютеранской Церкви (ФРГ) и Русской Православной Церкви. Ленинград, 12-19 сентября 1969 года // Журнал Московской Патриархии. 1969. № 11. С. 47-51
Сотрудничество крещенных и нехристиан в совместном служении благу человечества // Журнал Московской Патриархии. 1970. № 3. С. 74-79
Доклад на открытии заседания КОПРа 25 мая 1973 года // Журнал Московской Патриархии. 1973. № 8. С. 32-38
Вступительное слово [к богословской консультации по теме «Что означает слово «христианский» в миротворчестве?» (24-27 января 1975 года, Западный Берлин)] // Журнал Московской Патриархии. 1975. № 4. С. 27-31
Заключительное слово и молитва на сессии Комитета продолжения работы ХМК в Шиофоке // Журнал Московской Патриархии. 1975. № 12. С. 45-46
«The Russian Orthodox Church and the Ecumenical Movement.» The Orthodox Church in the Ecumenical Movement: Documents and Statements 1902-1975. The World Council of Churches, Geneva, 1978
Иоанн XXIII — поборник единства христиан. Wien: Pro Oriente, 1984 вступительное слово кардинала Ф. Кенига
Канон Великий: творение святого Андрея Критского, читаемый в понедельник, вторник, среду, четверг первой седмицы и в четверг пятой седмицы Великого поста. Церковнославянский текст с параллельным русифицированным переложением, исполненным митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом. Дюссельдорф: Издание Представительства Русской Православной Церкви в Германии, 2008-2009
Источники
Archbishop Nikodim: Soviet Spokesman for the Russian Orthodox Church (How the Communists Are Using the World Council of Churches). Ed. Carl McIntire. 1961
О пребывании митрополита Никодима в Риме // Журнал Московской Патриархии. 1963. № 10. С. 3
Русак, В. о. Погребение митрополита Никодима // Журнал Московской Патриархии. 1978. № 11 С. 12-16
Митрополит Никодим (биографическая справка) // Журнал Московской Патриархии. 1978. №11. С. 14-15
Митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (1929-1978) // Журнал Московской Патриархии. 1979. №4. С. 25-28
Гундяев, Николай о. Для единства и мира по завету Христа // Журнал Московской Патриархии. 1979. №4. С. 49-56
Василий (Родзянко), еп.. Что запомнилось. Митрополит Никодим и римско-католическая церковь // Свет Христов. 1987. № 2
Василий (Кривошеин), архиеп. Воспоминания. Письма. Нижний Новгород: Издательство Братства во имя Святого князя Александра Невского, 1998
Гаврилів, Михайло. Кожна людина — це перш за все історія. Автобіографія українського католицького священика в сучасній Україні. Рим: Українська Пресова Служба. 1987
Ювеналий, Крутицкий и Коломенский митр. Человек Церкви. Второе издание. Московская епархия, 1998
Юревич, Дмитрий. Синдесмос и Санкт-Петербургские духовные школы // Христианское чтение. 1999. № 18
Andrew, Christopher; Mitrokhin, Vasili. The Sword And The Shield. The Mitrokhin Archive And The Secret History Of The KGB. NY: Basic Books, 1999
Васильева, О.Ю. Русская Православная Церковь и Второй Ватиканский Собор. М.: 2004
Маслова, И.И. «Ватиканское направление»: из истории секретных операций КГБ // Религия и право: Информационно-аналитический журнал. 2005. № 2. С. 11-14
«…Je n’avais jamais entendu des paroles aussi belles». Interview de Miguel Arranz par Stefania Falasca // 30JOURS. Juin 2006
Записка в ЦК КПСС председателя КГБ СССР А. Н. Шелепина и председателя Совета по делам Русской православной церкви В. А. Куроедова // Исторический архив. 2008. № 1
Августин (Никитин), о. Церковь плененная. Митрополит Никодим (1929-1978) и его эпоха (в воспоминаниях современников). СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2008
Сорокин, Владимир о. Митрополит Никодим и Всеправославное единство. К 30-летию со дня кончины митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова). СПб.: Князь-Владимирский собор, 2008
Сафонов, Дмитрий Владимирович. Обзор жизни и служения митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова) в годы Патриаршества Алексия (Симанского) в свете новых источников // Богослов.ру. 15 октября 2009 г.
Никодим (Ротов) // Википедия