Программа реформ на обновленческом соборе 1923 г., предложенная «Живой Церковью» 16-29 мая 1922 года
I. Реформа догматическая
- Восстановление евангельского первохристианского вероучения, с нарочитым развитием учения о человеческой природе Христа Спасителя и борьбе со схоластическими извращениями христианства.
- Развитие христианского учения о Боге как об источнике правды, любви и милосердия в противовес древнееврейскому пониманию Бога, как грозного мстителя и карателя грешников.
- Развитие учения о происхождении мира от творческой воли Божией при участии производительных сил природы.
- Развитие учения о человеке как венце и завершении премудрых актов творческих сил.
- Развитие учения о спасении как восстановлении крестной любовью сыновства человека с Богом.
- Церковь Христова как богочеловеческий союз для осуществления на земле Правды Божией.
- Вечность, как органическое развитие и завершение нравственного устроения личности человеческой.
- Страшный суд, рай и ад как понятия нравственные.
II. Реформа этическая
- Развитие нравственного учения о спасении в мире, в обычных условиях трудовой жизни человечества.
- Опровержение монашеского учения о спасении личном, путем отрицания ими мира и попрания естественных потребностей человеческой природы, что ведет к нравственному разложению и уничтожению рода человеческого.
- Святая Семья как залог общественности и нравственности. Нравственное и общественное равноправие женщины.
- Труд как радостное проявление полноты жизни и залог общественного благосостояния.
- Равенство всех трудящихся в пользовании благами мира как основа государственности.
- Нравственная и материальная поддержка государственных мероприятий, направленных на пользу и улучшение быта обездоленных жизнью инвалидов, вдов и сирот.
- Справедливость социальной революции и мирового объединения трудящихся для защиты прав трудящегося и эксплуатируемого человека.
III. Реформа литургическая
- Пересмотр церковной литургии и устранение тех наслоений, кото-рые внесены в православное богослужение пережитым периодом союза церкви и государства, и обеспечение свободы пастырского творчества в области богослужения.
- Устранение обрядов, являющихся пережитками древнего языческого миросозерцания.
- Борьба с суеверием, религиозными предрассудками и приметами, выросшими на почве народного невежества и монашеской эксплуатации религиозного чувства доверчивых масс.
- Приближение богослужения к народному пониманию, упрощение богослужебного чина, реформа богослужебного устава применительно к требованию местных и современных условий.
- Исключение из богослужений выражений и идей, противных духу всепрощающей Христовой любви.
- Широкое вовлечение мирян в богослужение, до церковного учительства включительно.
- Коренная реформа проповеди как обязательной части богослужения, изгнание схоластики и приближение к евангельской простоте.
IV. Реформа каноническая
- Выделение из книги правил тех канонов, которые отжили свой век или созданы были по требованию гражданской власти или содержат в себе резкое националистическое понимание христианства, и признание их необязательными в настоящее время, при современных условиях церковной жизни.
V. Реформа приходская
Составление нового приходского устава на нижеследующих основаниях:
- Приход как литургическое общество, объединяемое священником около своего храма.
- Широкое участие мирян в делах церковно-общественной жизни, проявляющееся:
а) в первохристианском обычае выбора духовных руководителей общины совместно с представителями мирян и духовенства;
б) в распоряжении церковными суммами совместно с членами своего клира;
в) в восстановлении первохристианской общинной благотворительности теми же силами;
г) в христианском просвещении подрастающего поколения соответственно вышеизложенным веро- и нравоучительным принципам.
- Открытие свободного доступа к епископскому званию пресвитерам, состоящим в брачном сожитии со своими супругами, применительно к практике первых веков христианства.
- Окончательная ликвидация епископского деспотизма как чуждого первохристианской церкви и утвердившегося в Церкви Российской под влиянием монархического самодержавия.
- Высшее и епархиальное пресвитерианское управление с участием епископов, клира и мирян — всех на равных правах.
- Освобождение духовенства от современного унизительного способа содержания, отдающего его во власть кулацких элементов и оскорбляющего его пастырское достоинство. Весь клир, от епископа до причетника, содержится общиной организованным путем.
(Живая Церковь. 1922. № 10. С. 17-18)
Цит. по: Левитин, А. Э.; Шавров, В. М. Очерки по истории русской церковной смуты. М.: Крутицкое патриаршее подворье, 1996. С. 222-224
Проект реформ на обновленческом соборе 1923 г., предложенный «Союзом Общин Древле-Апостольской Церкви» (СОДАЦ)
Общие положения
- Исходя из основной мысли Союза — вернуть подлинное христианство мира в чистейшей его форме первых веков, Союз на Соборе определенно и до конца поведет в этом направлении работу.
Основные вопросы веры
- Полная незыблемость Никео-Цареградского Символа Веры. Союз, однако, решительно выдвигает необходимость пересмотра догматики, в которой не только царствует неоплатонизм, но и современный капитализм, перенеся ненормальные отношения классов на самое Небо. Христос, Его небесно-византийский двор, святые в качестве министров и т.д. — вот иллюстрация современного капиталистического устройства неба.
Между тем Евангелие и Апостолы в иных, простых и глубоких чертах говорят нам о горнем клире. Надо вернуться к их пониманию, отбросив человеческие богословские фантазии.
- Необходимо учесть все завоевания отрицательной критики в смысле филологического, исторического расшифрования евангельского текста. От грубо вербального понимания Евангелия необходимо перейти к более духовному, соответствующему фактической (а не религиозно-политической) истории христианства.
Основные вопросы морали
- Современная мораль церкви насквозь пропитана духом рабства, мы же не рабы, но сыны Божий. Изгнание духа рабства, как основного принципа морали, из системы этики есть дело Собора.
- Также должен быть изгнан капитализм из системы морали, капитализм есть смертный грех, социальное неравенство недопустимо для христианина.
Основные вопросы внешнего положения Церкви
- Собор в отношении власти должен поставить Церковь не только в положение лояльной к Советской власти, но и тем более открытое признание того, что эта власть мирскими методами проводит лучшие Христовы идеалы социальных отношений — должно быть религиозно-нравственным делом Церкви.
- Во внутренней своей жизни Церковь должна до конца проводить принцип апостольского коммунизма. Каждая приходская община есть трудовая коммуна прежде всего.
- Молитва неразрывно связана с трудом на благо ближнего. Этот принцип должен пройти через все церковное деление.
Основные принципы богослужения
- Уничтожение всей шумихи и сложности богослужения. В простоте сердца, в простых одеждах, в храмах бедных внешне, но богатых красотой и любовью ко Христу, должно совершаться богослужение, воспитывающее в членах общины не дух веры в волшебство и магию, но силу быть полезным членом общества, достойным высокого своего наименования христианина.
Введение музыки в богослужение (орган, фисгармония и т.д.).
Положение духовенства
- Уничтожение монархического принципа администрирования.
- Епископы женаты, согласно Апостолу, отцы, а не владыки.
- Профессионализм, платы за требы должны быть отменены.
Каноны
- Каноническое устройство церкви есть неевангелическое устройство церкви. Христос не знает юридических норм.
- Поэтому должен быть, на основании апостольских традиций, а также требований современной жизни, выработан действующий комплекс правил, которым и надлежит руководствоваться взамен устаревшей «книги правил».
Суд над виновниками церковной разрухи
- Все иерархи и другие лица, смешавшие задачи церкви с задачами контрреволюции, подлежат церковному суду в высшей мере.
Центральный Комитет
(Пятигорский епархиальный вестник. 1923. 1 февраля. № 1. С. 13)
Цит. по: Левитин, А. Э.; Шавров, В. М. Очерки по истории русской церковной смуты. М.: Крутицкое патриаршее подворье, 1996. С. 233-234