За два дня до окончания XII сессии Смешанной богословской комиссии по православно-католическому диалогу появились первые сообщения об успехах по заключению унии между Православными Церквами и Ватиканом.
Том Хинеган (Tom Heneghan of Reuters FaithWorld) сообщает о вчерашней пресс-конференции в Вене участников переговоров: митр. Иоанна Пергамского и нового главы папского совета по христианскому единству архиеп. Курта Коха.
Митр. Иоанн Пергамский и Кох сообщили о большом прогрессе по заключению новой унии. На этой неделе эксперты, представляющие православные и католическую делегации, пришли к заключению, что Православная Церковь и католицизм готовы стать «церквами-сестрами», признающими папу Римского в качестве почетного главы. Католицизм должен при этом сохранить свои канонические структуры, литургические и обрядовые особенности, в частности, такие как противное Евангелию лишение мирян Причащения Крови Господней, обязательное безбрачие духовенства и пр.
Руководители делегаций заявили, что окончательное соединение не произойдет в ближайшее время, но в целом совещание Смешанной богословской комиссии в Вене показало, что сотрудничество между сторонниками унии с той и другой стороны становится все более тесным.
Митр. Иоанн Пергамский заявил, что между церквами нет ни тени недоверия. Если мы будем продолжать в том же ключе, то Бог найдет способ преодолеть все остающиеся трудности и соединить наши две церкви в полном единстве.
Согласно архиеп. Коху, мы пришли к признанию того, что в начале истории Церкви Рим играл особую, первенствующую роль. Мы будем еще обсуждать, что это первенство значит, но уже совещание в Равенне 2007 г. достигло согласия, что должен быть глава, «первый», на каждом церковном уровне: местном, региональном и вселенском.
С этой католической позицией, ниспровергающей соборное устройство Церкви, выраженное прежде всего во Вселенских соборах, согласен митр. Иоанн Пергамский. Он утверждает, что в первом тысячелетии Христианства существовало признание особой роли епископа Рима в Церкви. При этом епископ Рима не действовал без консультации с другими епископами как своего региона, так и вселенской Церкви (выд. везде нами.- Ред.). Известный экуменист и модернист считает эти «консультации» папы с подчиненными ему епископами важным историческим открытием и важным аспектом.
Участников пресс-конференции спросили о том, какую модель унии они обсуждали в ходе переговоров. Этот самый интересный вопрос получил самый неожиданный ответ. Кох сказал: Это будет большим вопросом на будущее. Митр. Иоанн Пергамский полностью согласен с Кохом:
Модель возникнет в будущем. Мы не действуем по заранее определенной модели. Единство будет результатом не то чтобы реформации, это слишком сильно сказано, но приспособления с обеих сторон.
Таким образом, речь идет не о восстановлении единства, которое невозможно без покаяния католиков и исправления ими догматических и канонических искажений Христианства, а о создании совершенно нового конфессионального тела, которое примет неизвестно какие формы.
Кардинал Кох развивает свою мысль: Католическая церковь имеет сильного главу (папу), но, возможно, не выработала в себе такой степени соборности как Православная Церковь. Сила Православной Церкви – в соборности, но учение о первенстве не столь сильно. Мы сможем обогатить друг друга, ведь главный принцип экуменизма – это обмен харизмами,- считает кардинал. Следовательно, по этой модели Православие признаёт сильного главу в виде папы, а католицизм, возможно, воспримет какую-то долю соборности.
Кардинал признал, что для католиков вопрос о первенстве папы, в отличие от соборности, это вопрос богословский, а не канонический. Это признание по сути дела выбивает почву из-под ног униатов, поскольку, признавая первенство папы, «православные» униаты признают новый догмат, а не просто каноническую норму.
С Кохом, как всегда, согласен митр. Иоанн: Православные должны усилить свое вселенское единство и развить свою концепцию первенства. А католическая сторона, возможно, должна усилить соборное измерение. Непонятно, как митр. Иоанн намерен достичь развития в Православии учения о первенстве в папистском ключе. Но зато вполне ожидаемо митр. Иоанн выступил с обличением Православия в недостатке вселенского единства. Препятствием для этого «единства» под руководством Константинопольского Патриарха митр. Иоанн считает ни много, ни мало автокефалию, особенно по националистическим мотивам. То есть новому «единству» мешает существование Русской, Болгарской, Сербской Поместных церквей. Вот эту проблему с «автокефалией» митр. Иоанн Пергамский намерен разрешить на ожидаемом вскоре Всеправославном Соборе.
_______________________
На этой неделе около 30 православных и католических богословов приняли участие в обсуждении вопроса о первенстве папы над Вселенской Церковью. Вена стала одним из ключевых этапов в переговорах по заключению унии, начавшихся в 1977 г. Первый шаг был сделан в 1982 г. с принятием совместной декларации «Тайна Церкви и Евхаристии в свете Тайны Святой Троицы». С тех пор выработан и одобрен ряд совместных документов, содержащих уступки Православия католицизму, в частности, печально известный Равеннский документ 2007 г., кстати, не подписанный Русской Церковью.
С 2008 г. обсуждается так называемый «Критский» документ по признанию первенства папы Римского, обнародованный лишь благодаря утечке в начале 2010 г. Тогда представители православного модернизма, в частности, митр. Каллистос (Уар), и католики резко осудили раскрытие деталей унии с Римом.
_______________________
На вчерашней пресс-конференции участников Венских переговоров на вопрос о том, будет ли обнародован какой-либо документ по результатам подготовки унии, был дан ожидаемый отрицательный ответ. Теперь можно быть спокойным: в ближайшие два года перед следующим заседанием Совместной комиссии нам будут рассказывать о том, что Православию ничего не угрожает.