митр. Иоанн (Зизиулас) Пергамский

Зизиулас митр. Иоанн  ПергамскийЗизулас, Зизиулас, John Zizioulas (1931) — крупный богослов-модернист, экуменист. Участник подготовки Восьмого Вселенского Собора.

В 1986 г. рукоположен в диаконы, священники, возведен в сан епископа. Титулярный митрополит (Константинопольский Патриархат).

Окончил в 1955 г. Афинский университет.  Параллельно окончил Экуменический институт Всемирного совета церквей в Боссэ (Швейцария).

Поступает в аспирантуру в Гарвардский Университет, где защищает докторскую диссертацию по теме «Христология Максима Исповедника». Изучает патристику под руководством о. Георгия Флоровского. Магистр богословия (1956 г.).  В 1965 г. защитил в Афинском университете докторскую диссертацию  «Единство Церкви в Божественной Евхаристии и в Епископе».

Профессор богословия в университете Глазго и в Kings College (Лондон). Председатель Афинской Академии наук.

С 1967 по 1970 г. был секретарем отделения «Вера и церковное устройство» Всемирного совета церквей. Участник комиссии Всемирного совета церквей (ВСЦ) “Крещение, Евхаристия и Служение”.

В конце 80-х сопредседатель комиссии по православно-англиканскому “диалогу”. Одна из центральных фигур в униональных переговорах с католицизмом.

Митр. Иоанн Пергамский, митр. Иеремия Швейцарский, митр. Георгий (Ходр). Шамбези, 1990 г.
Митр. Иоанн Пергамский, митр. Иеремия Швейцарский, митр. Георгий (Ходр). Шамбези, 1990 г.

С 1990 г. является участником подготовки Восьмого Вселенского Собора. В частности, митр. Иоанн (Зизиулас) принимал участие в заседании Всеправославной комиссии по подготовке Святого и Великого Собора 1990 г. В июне 2009 г. — председатель 4-го Всеправославного Совещания, в декабре 2009 г. и феврале 2011 г. — председатель заседания Межправославной комиссии.

6-9 марта 2014 г. принимает участие во внезапно созванном Собрании предстоятелей Православных Церквей, на котором принимается решение о созыве Вселенского (Всеправославного) Собора в 2016 г.

Шамбези, 2009 г. Заседание Межправославной комиссии по подготовке Святого и Великого Собора.
Шамбези, 2009 г. Заседание Межправославной комиссии по подготовке Святого и Великого Собора.

________________________

Как богослов и теоретик экуменизма находится под влиянием о. Г. Флоровского, о. Николая Афанасьева и Владимира Лосского. Ход его мысли целиком укладывается в школу т.н. “Парижского богословия”. Митр. Иоанн (Зизиулас) базируется на учении о.Н. Афанасьева о Церкви, которое излагается в метафизических терминах.

Популярность митр. Иоанна (Зизиуласа) на академическом Западе объясняется тем, что основные мотивы его учения совпадают с постмодернистскими философскими разработками.

Учение митр. Иоанна (Зизиуласа) является экуменическим в своих основах, и в частности, совпадает с философским постмодернизмом в учении о сообществе, как источнике интерпретации (которая в постмодерне заменяет собой Истину).

Как же митр. Иоанн (Зизиулас) описывает учение о Церкви?

Православные никогда не отступят от своего убеждения, что Православная Церковь есть Una Sancta, в силу своей веры в то, что Церковь есть историческая реальность, и в то, что мы не можем искать ее за пределами предания, которое исторически нам было завещано и нами усвоено. До тех пор пока у них нет причин перейти в иную христианскую конфессию или церковь, т.е. до тех пор пока они остаются православными, они будут отождествлять Una Sancta со своей Церковью.

Так как же на самом деле? Правы ли православные объективно, или лишь имеют право на свои исторически обусловленные взгляды, пока у них не появились причины перейти в иную христианскую конфессию или церковь?

В очень удобном для практики экуменизма смысле митр. Иоанн (Зизиулас) понимает общение как отношение между личностями. Поэтому уже само отношение равносильно общению, независимо от того, что это за отношение.

Что такое экуменическое движение с точки зрения его участников? Это, учит митр. Иоанн (Зизиулас), содружество, посредством которого, т.е. посредством совместного существования, работы, богословской рефлексии, страданий, свидетельства и т.п., и прежде всего – разделения общего видения того, что есть Церковь, они могут достичь не только исповедания Единого Господа, но также и Единой Церкви.

Он подразумевает, что уже сами разговоры о Боге и Церкви имеют церковное и духовное значение независимо от того, согласны ли говорящие друг с другом и в какой мере. Вот для оправдания такого рода практической деятельности по предательству Православия и нужны митр. Иоанну (Зизиуласу) метафизические тезисы вроде: Потому что мы верим в Бога, Который есть общение как Троица, мы призваны быть личностями в общении.

Безосновательные утверждения м.И.П. вызвали резкий протест со стороны архиеп. Стилиана Австралийского (Константинопольский Патриархат):

Тактика митр. Пергамского вызывает у меня ярость, когда он объявляет себя богословом-систематиком, и в то же время смеет утверждать, что униатство не стоит на повестке дня в переговорах между католиками и православными. Уния – это фальшивка, явный обман с переодеванием. И вот приходит митр. Пергамский и говорит, что “местные Церкви должны сами решать эти практические проблемы”. Где митр. Пергамский нашел эти решения? И к кому он обращается: к неграмотным или безмозглым?

При всем обожествлении “общения” м.И.П. отнюдь не миролюбив к своим идейным противникам. Он готов обвинять своих православных собратьев в духовном терроризме, направленном против экуменизма. Русскую же Церковь он прямо обвиняет в неспособности отвечать на вызовы со стороны современности, причем считает верность Преданию лишь отговоркой, оправдывающей отсталость Русской Церкви.

Основные труды

Being as Communion: Studies in Personhood and the Church (1985)

Preserving God’s Creation: Three Lectures on Theology and Ecology (1990)

Самопонимание православных и их участие в экуменическом движении // рус. пер. Православие и экуменизм. М.: МФТИ, 1999

Eucharist, Bishop, Church: The Unity of the Church in the Divine Eucharist and the Bishop During the First Three Centuries (2001)

Remembering the Future: An Eschatological Ontology (2009)

Lectures in Christian Dogmatics (2009)

Источники

Завершилось заседание Межправославной подготовительной комиссии // Русская Православная Церковь. Отдел внешних церковных связей. https://mospat.ru/ru/2011/02/26/news36896 26.02.2011

Bordeianu, Radu. Orthodox-catholic dialogue: retrieving Eucharistic ecclesiology // Journal of Ecumenical Studies. 2009. 44:2. P. 239–265

Companion Encyclopedia of Theology / ed. by Peter Byrne and Leslie Houlden. Routledge, 1995

Ford, David F.; Muers, Rachel. The Modern Theologians. An Introduction to Christian Theology since 1918. Blackwell, 2005

Historical dictionary of the Orthodox church // by Michael Prokurat, Alexander Golitzin, and Michael D. Peterson. Scarecrow Press, Inc. Lanham, Md., & London, 1996

Knight, Douglas. The theology of John Zizioulas: personhood and the church. Ashgate Publishing, 2007

Orthodox and Catholics together to respond to the world’s challenges, says Bartholomew I // Asianews.it. http://www.asianews.it/index.php?l=en&art=11703&size=A# 03.06.2008

Stylianos of Australia, archbp . Mitsotakis and Simitis – Victims of Chrysopigi // TO VEMA. October, 2006

The modern theologians : an introduction to Christian theology since 1918 / ed. by David F. Ford with Rachel Muers. 3rd ed. Blackwell Publishing,2005

Theo Hobson. An eye for the other // The Tablet. 25 August 2007

Tsetsis, George, Fr. The Orthodox in the Ecumenical Movement A Short History // http://www.ecupatria.org/ecum_movement/tsetsis_orth_ec_mo.htm 12.04.2005

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.