Πατριάρχης Βαρθολομαῖος, Δημήτριος Αρχοντώνης, Dimítrios Archontónis, Arhondonis, Димитриос Архондонис (1940) — известный деятель экуменического движения, модернист, представитель “экологического сознания”, борец с Православием во имя толерантности. Участник подготовки Восьмого Вселенского Собора, завершившейся решением 2014 г. о созыве Вселенского Собора в день Пятидесятницы 2016 г.
В 1961 г. окончил Богословское училище в Халки. В том же году рукоположен в диаконы.
С 1961 по 1963 г. служил в турецкой армии.
С 1963 по 1968 г. обучался в папском Восточном институте в Риме, Экуменическом институте в Боссэ (Швейцария) и Мюнхенском университете. Защитил в папском Григорианском институте докторскую диссертацию “О кодификации священных канонов и канонических постановлений в Православной Церкви”. Преподает в Григорианском институте.
В 1969 г. рукоположен в сан священника Патриархом Афинагором I, начинает преподавать в Богословском училище в Халки. Назначен помощником декана. В 1970 г. Патриархом Афинагором возведен в сан архимандрита в патриаршей часовне св. Андрея.
При Патриархе Димитрии Варфоломей I в 1972 г. становится личным секретарем Патриарха. В 1973 г. – митрополит Филадельфийский. С марта 1974 г. член Патриаршего Синода, многих синодальных комиссий. В 1990 г. – митр. Халкидонский.
Варфоломей I представлял Константинопольский Патриархат на многочисленных экуменических форумах, сопровождал Патриарха Димитрия во всех его зарубежных поездках, в т.ч. в 1987 г. в СССР. Принимал участие в Генеральных ассамблеях Всемирного совета церквей (ВСЦ) в Уппсале (1968), в Ванкувере (1983) и Канберре (1991).
Варфоломей I — Патриарх
22 октября 1991 г. избран Константинопольским Патриархом, интронизация состоялась 2 ноября.
На посту Патриарха Варфоломей I следовал путем экуменического слияния Православной Церкви с иноверцами, глобалистского вовлечения Православия в политические, экономические и экологические проблемы мира сего. Активный участник “православно”-католического, “православно”-исламского, “православно”-иудейского диалога.
Участник межрелигиозной молитвы в Ассизи (2002).
Участник “православно”-монофизитского диалога. В 1992 г. признал т.н. “Египетский документ” 1989 г., утверждающий отсутствие разногласий Православных с монофизитами. Обвинил Патриарха Иерусалимского Диодора во вмешательстве в дела Константинопольской Патриархии, когда тот выступил против унии.
При Варфоломее I было заключено т.н. Баламандское соглашение (1993 г.), или уния, которое признавало католическую церковь “церковью-сестрой” и легитимизировало деятельность униатских латинских церквей. Почетный член униатского Фонда Pro-Oriente.
27-30 июня 1995 г. Варфоломей I совершил поездку к папе Иоанну-Павлу II в Рим. Во время встречи было объявлено о решении Патриархата продолжать братское общение и сотрудничество с католической церковью, была подписана совместная декларация Патриарха и Иоанна Павла II о перспективных задачах двустороннего диалога Константинополя и Рима.
В ноябре-декабре 2006 г. по приглашению Варфоломея I состоялся визит папы Бенедикта XVI в Стамбул. Папа принял участие в совместных молитвах, присутствовал на Божественной Литургии в храме св. Георгия в Фанаре, читал “Отче наш”. Папа и Варфоломей I совместно молились, давали “лобзание мира” и благословляли молящихся. Во время этого же визита Варфоломей I присутствовал и молился за мессой в католическом соборе Святого Духа, Стамбул.
В июне 2008 г. Варфоломей I совершил официальный визит в Ватикан. В октябре 2008 г. молился вместе с папой в Сикстинской капелле в ходе межконфессиональной встречи, созванной для борьбы с фундаментализмом и за религиозную терпимость.
В 2013 г. присутствовал на интронизации папы Франциска.
Заметное место в деятельности Варфоломея I занимает пропаганда идей толерантности, “прав человека” и религиозной терпимости. Варфоломей I выступал в Европарламенте (1994, 2008), на Генеральной Ассамблее ЮНЕСКО (1995), на международных форумах в Давосе (1999) и Пражском “Форуме 2000″ (1999). Награжден Золотой медалью Конгресса США.
В 2005 г. совместно с раввином Артуром Шнайером выступил в качестве организатора Стамбульской “Конференции по миру и толерантности”.
Варфоломей I последовательно отстаивает как общечеловеческие, так и естественные (экологические) ценности вообще. Поскольку Константинопольская Патриархия не имеет никаких реальных рычагов воздействия на ситуацию в Турции и где бы то ни было, Варфоломей I избрал способ снискать себе дешевую популярность в качестве “зеленого Патриарха”.
В 2002 г. подписал совместно с Римским папой Иоанном-Павлом II т.н. “Венецианскую декларацию”, в которой содержатся лозунги в духе нерасчлененной духовности New Age: Сейчас еще не поздно. Божий мiр обладает невероятными (само-)исцеляющими силами. Потому что “теперь время благоприятное”, решающий момент в истории человечества, когда мы можем все изменить. Потому что “теперь время” – для нас спасти душу нашей планеты.
Лауреат премии ООН “Борец за охрану Планеты Земля” (2005).
Варфоломей I — Восточный «папа»
В русле традиции “восточного папизма” Варфоломей I претендует на первенство в Православном мире. Это резко контрастирует с незначительным международным влиянием и чрезвычайно униженным положением в Турции Константинопольского Патриархата.
Варфоломей I безосновательно заявляет о том, что, якобы, представляет собой все Церковное единство, возглавляет всех православных верующих в мире, координирует и инициирует действия Поместных Церквей. Под этим подразумевается, якобы, первенствующая роль Константинополя в созыве соборов, межцерковных и межконфессиональных встреч.
На этом основании Варфоломей I продолжал политику раскольнических действий Константинопольского Патриархата по отношению к Поместным Церквам. В 1996 г. он признает “автономию” Эстонской Церкви от Русской, с сер. 90-х гг. активно вмешивается в церковный раскол на Украине на стороне раскольников. В заявлении Священного Синода РПЦ по этому поводу констатировалось, что принятие Константинопольским Патриархатом в полное церковное общение раскольнических группировок на канонической территории РПЦ в Эстонии и на Украине нанесло серьезный ущерб перспективам взаимоотношений между Церквами (1995).
В 2006 г. Варфоломей I совершает новый неканонический акт вмешательства в дела Поместной Русской Церкви, приняв ушедшего в раскол бывшего управляющего Сурожской епархией еп. Василия (Осборна) и его последователей. Председатель ОВЦС митр. Кирилл Смоленский (ныне Патриарх Кирилл) заявил по этому поводу: Мы отрицаем возможность Константинопольского Патриархата вмешиваться в юрисдикцию других Церквей. Именно эта идея разделяет нас сегодня с Римом.
Варфоломей I совершает без уведомления Русской Церкви визиты в Эстонию (октябрь 2000 г.) и на Украину (июль 2008 г.).
В связи с тем, что Константинопольский Патриарх не известил Патриарха Московского о своем намерении посетить каноническую территорию Московского Патриархата, каковой является Эстония, пресс-служба Эстонской православной церкви Московского Патриархата заявила в 2000 г., что ни сам предстоятель нашей Эстонской православной церкви, ни духовенство, ни народ нашей Поместной Церкви не примут участия в мероприятиях визита Патриарха Варфоломея и не будут иметь с ним во время этого визита общения.
Согласно разъяснению митр. Кирилла Смоленского, в начале XX века в Константинополе стало развиваться нетрадиционное прочтение роли и значения Константинопольского Патриарха, никак не связанное с каноническим преданием Православной Церкви. В результате этого в Прибалтике, Финляндии, Польше и в рядах русской эмиграции произошел раскол в Православии. Мы не считаем, что патриарх Константинопольский имеет властные полномочия среди других поместных Православных Церквей. Мы считаем, что нет такого центра, куда могли бы обращаться с апелляциями. Таким местом может быть только Всеправославный Собор, — сказал митр. Кирилл.
Варфоломей I и Восьмой Вселенский Собор
Варфоломей I принимал участие в подготовке Восьмого Вселенского Собора. В частности, он был участником 3-го Предсоборного Совещания в Шамбези в 1986 г. , заседания Межправославной комиссии по подготовке Святого и Великого Собора в Шамбези в 1990 г.
В роли Патриарха Варфоломей I предпринимал последовательные усилия по созыву Вселенского Собора. Он созывает Межправославную комиссию по подготовке Святого и Великого Собора (1993 и 2009 гг.), 4-е Предсоборное Совещание в Шамбези (2009 г.), Совещание «нео-пентархии» (2011 г.).
В 2014 г. неожиданно созывает Собрание предстоятелей Православных Церквей, на котором принимается решение о созыве Вселенского (Всеправославного) Собора в 2016 г.
Основные труды
Patriarch Bartholomew I: Texts and Speeches (1994)
Cosmic Grace, Humble Prayer: The Ecological Vision of the Green Patriarch Bartholomew I (2003)
Orthodox Theology: Divine Charisma and Personal Experience (2004)
Encountering the Mystery : Understanding Orthodox Christianity Today (2008) совместно с митр. Каллистосом (Уаром)
The Ecumenical Patriarchate as a beacon of hope: insights into the role of religion in a changing world (2008)
Address of Ecumenical Patriarch Bartholomew to the Plenary Assembly of the European Parliament (2008)
In the World, Yet Not of the World: Social and Global Initiatives of Ecumenical Patriarch Bartholomew (2009)
Saving the Soul of the Planet – Address at the Brookings Institution. Address of His All Holiness Ecumenical Patriarch Bartholomew (2009)
Источники
Clement, O. La verité vous rendra libre: Entretiens avec le Patriarche Œcuménique Bartholomée Ier. P., 1996
A Dictionary of Jewish–Christian Relations. Cambridge University Press, 2005
Ecumenical Patriarch Bartholomew I of Constantinople // Wikipedia
Historical dictionary of the Orthodox church. Scarecrow Press, 1996
New Catholic encyclopedia: jubilee volume. Gale Group, Catholic University of America, 2001
В Московском Патриархате — против попыток Константинополя вмешиваться в дела других Православных Церквей // Православие.Ru. 22.11.06
В Стамбуле завершилось собрание «пентархии» 05.09.2011
Варфоломей I (Патриарх Константинопольский) // Википедия
Варфоломей I принял решение ускорить созыв Всеправославного Собора 31.05.2010
Владимиров, Максим. Визит Патриарха // Молодежь Эстонии. 27.10.00
Встреча Предстоятелей Православных Церквей в Стамбуле // Журнал Московской Патриархии. 1992. № 9. С. II-V
Заявление Священного Синода РПЦ // Журнал Московской Патриархии. 1995. № 9-10. С. 8-9
Избрание и интронизация Предстоятеля Константинопольской Церкви // Журнал Московской Патриархии. 1992. № 2. С. 12-13
К проблеме взаимоотношений с Константинопольским Патриархом // Журнал Московской Патриархии. 1996. № 3. С. 8-11
Коммюнике о визите архиепископа Константинополя – Нового Рима Вселенского Патриарха Варфоломея I в Русскую Православную Церковь // Официальная хроника. 1993. № 7/8. С. 1-23
Давыденков, Олег о. Традиционная христология нехалкидонитов с точки зрения Святых отцов и вселенских Соборов Православной Церкви. М.: ПСТБИ, 1998
Посещение Святейшим Патриархом Алексием Одесской епархии // Журнал Московской Патриархии. 1997. № 11. С. 31-34
Работа по подготовке Всеправославного собора подходит к концу 01.09.2010